В Монголию на внедорожнике. Общие впечатления.

TOMGEM PLANETA — сайт о моих путешествиях

Наша поездка в Монголию (Монголия) состоялась летом 2013 года. Российско-Монгольскую границу пересекли в Ташанте, Горный Алтай, 25 июня, а в целом путешествие длилось четырнадцать дней.

TOMGEM PLANETA. Пустыня Гоби. Самая большая песочница Азии.

Изначально планы были более глобальными. Хотели чисто по-семейному — я, Анна и Варвара на хорошо подготовленном Паджеро-4 пересечь Монголию, дальше уйти в Китай, Лаос, и как снег на голову свалиться к нашим друзьям в Тайланде. Потом, разумеется, вернуться обратно. Однако, Китай оказался непреодолим — практически невозможно въехать в эту страну на своем транспорте. Так что решили ограничиться  Монголией, а точнее, пустыней Гоби.

Как прошла сама поездка по Монголии — тема отдельной статьи. Здесь я хочу коснуться проблем, с которыми мы столкнулись  при подготовке к путешествию, и во время самого путешествия.

TOMGEM PLANETA. . Западная Монголия. Горы Каралахту.

ВИЗА. Визу в Монголию мы получали в консульстве Монголии в Екатеринбурге. И занятие это не простое, получить визу в Германию проще. Теоретически этот процесс занимает два-три дня, но реально человека, который этим занимается, неделями нет на месте. Поэтому визовым вопросом лучше озадачиться заранее.  Для получения визы необходимо приглашение с монгольской стороны. Мы приглашение получали здесь www.legendtour.ru/rusОбошлось оно в 800 рублей с человека. Здесь же можно найти перечень необходимых документов для получения визы.

TOMGEM PLANETA. Западная Монголия. Гора Цаст-Ула 4208м

ТАМОЖНЯ. Таможню мы проходили на Алтае, в Ташанте. МОНГОЛЬСКАЯ таможня работает с девяти утра до пяти часов дня всегда, кроме субботы, воскресенья, праздничных (монгольских праздничных) дней, а также нескольких непраздничных дней, и когда они настанут никто заранее не знает.  Обед с часу до двух, что, согласно монгольской арифметике составляет полтора — два часа.

TOMGEM PLNETA. Западная Монголия. Перевал Хашаки-Даба 2561м

В целом время прохождения зависит от случая. При въезде в Монголию Россияне нас оформили за десять минут, а Монголы мучили час, не считая двухчасового обеда. На пути назад Монголы нас оформили за пятнадцать минут, а на российской стороне мы простояли около трех часов — была большая очередь, сама процедура заняла минут пятнадцать. На обоих таможнях нас особо не проверяли. Видно было — семья едет путешествовать. Сразу за монгольской таможней оформили всевозможные страховки, это не дорого, и мимо не проедете.

TOMGEM PLANETA. Дороги Монголии.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ водительские права для поездки по Монголии необходимы. Нам они не понадобились. Но в случае проверки дорожной полицией или таможенниками, их отсутствие может создать проблемы.

 

TOMGEM PLANETA.  Монголия. Придорожная кафешка.

ОТНОШЕНИЯ С МЕСТНЫМИ. Такой вопрос мы задали дальнобойщику на таможне. За два часа ожидания он нам охотно и подробно рассказывал о горючке, о дорогах и бродах. А после вопроса об отношении монголов к туристам завис… Как выяснилось, было с чего. Большинство местных относятся к туристам типа «понаехали тут», то есть в лучшем случае никак. Поэтому, если что, не надейтесь, что местные будут вас вытаскивать из песков и из болот. По-русски и по-английски монголы, за очень редким исключением, не говорят, разве что на заправках. Впрочем, если монголы в своей Монголии заблудились и спрашивают дорогу, то вспоминают и русский, и английский, и даже язык жестов.

TOMGEM PLANETA.  Монголия.

Все это характерно для западной половины Монголии. Как туристов нас стали воспринимать в Баянхонгоре, и восточнее. Возможно, это касается одиночной поездки, на одной машине. Если верить интернету, у больших групп все по-другому. Здесь вступают в силу товарно-денежные отношения. А вот криминал просто кожей чувствуется, особенно в северо-западных городах. Архи, местную водку, пьют все и много, пьяные за рулем — это норма.

 

TOMGEM PLANETA.  Дороги Монголии.

ДОРОГИ. О дорогах Монголии написано много, но просто невозможно их описать полностью. Представьте себе, что кусок трассы Москва-Питер, пару километров, ремонтируется. И есть объезд  по грунтовке, со всеми ухабами, пылью и прочими прелестями. Вот это и есть лучшие участки федеральной монгольской трассы, и протяженность ее — тысячи километров.

TOMGEM PLANETA.  Дороги Монголии. "Стиральная доска"

Но худшее — это «стиральная доска» Максимальное ее проявление — на протяжении 130 км перед городом Алтай.  Рябь на дороге гигантская. При длине полуволны сантиметров 40, ее амплитуда доходит до 20 сантиметров. Машины просто сыпятся. Если максимально снизите давление в шинах, это поможет.

 

TOMGEM PLANETA. Южная федеральная трасса. Впереди город Баянхонгор.

Новые дороги в Монголии делаются, но все сразу. И часто можно видеть картину — на стокилометровом участке хорошо отсыпанной дороги занят ее выравниванием один единственный грейдер, иногда ему помогает один каток. Так что дело это не скорое. Но тем не менее, отдельные участки асфальта, километров по 20 — 60 уже существуют.

TOMGEM PLANETA. Монгольские дороги.

Особых запретов при передвижении на автомобиле по Монголии нет. Единственное, с чем могут столкнуться автомобилисты, это нахождение в пограничной зоне и на территории особо охраняемых природных зон. Передвижение в пограничной зоне с Китаем требует специального разрешения. Пограничной зоной считается 30-ти км полоса земли вдоль государственной границы Монголии. В Монголии иное правило кольца — преимущество имеет автомобиль, въезжающий на кольцо.

И еще. Если заказываете тур с арендованным автомобилем — не соглашайтесь на УАЗики. Мало того, что скорее всего вы на нем не доедете. При сорокоградусной жаре вы будете дышать не воздухом, а пылью, при этом регулярно деформировать верх машины своей головой.

TOMGEM PLANETA. Монгольские дороги.

ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ. Езда по монгольским дорогам — это серьезное испытание не столько для вас, сколько для вашего автомобиля, поэтому к его подготовке нужно отнестись очень серьезно. Перед выездом обязательно пройти полную диагностику, а лучше внеочередное техобслуживание в надежной компании и устранить все выявленные «ляпы».

TOMGEM PLANETA. Монгольские дороги.

Желательно установить усиленную подвеску. Мы на наш паджеро-4 установили амортизаторы Koni Heavy Track Raid и пружины TJM с лифтом 5 сантиметров. Кроме того, взяли запасных пару амортизаторов и пару пружин, и, как оказалось — не зря.

 

TOMGEM PLANETA. Монгольские дороги.

Не будет лишним выносной воздухозаборник (шноркель). Основное его преднозначение — спасти машину от пыли. Но шноркель спасает и от чрезмерного погружения в воду. Мы дважны «вдруг» ныряли до середины стекол Паджеры. Без шноркеля это была бы смерть машине.

Запасные воздушные фильтры. Их мы меняли каждые 2000 км. Но мы всего один раз попадали в пылевую бурю и не шли в середине колонны машин.

TOMGEM PLANETA. Монгольские дороги.

Запасные колеса. Одна из бед монгольских дорог — острые базальтовые камни, как пики торчащие ото всюду. При наезде порвут любую резину. Поэтому лучше взять пару полноразмерных запасок на дисках.

Масло для двигателя. Наш Паджеро никогда не ел масло. А за 4,5 тысячи километров пробега по Монголии скушал его почти литр.

TOMGEM PLANETA. Монгольские дороги.

Средства вытаскивания машины из «засад». В Монголии можно легко завязнуть в песке, в болотце или в солончаке. Поэтому с собой желательно взять сэнд-траки или доски, реечный домкрат с надежным «башмаком», рывковый трос и веревку. В идеале с собой должна быть лебедка — настоящая, а не китайская за 500 руб. И, конечно же полнолразмерная лопата, а не саперная.

TOMGEM PLANETA. Монгольская многополоска.

НАВИГАЦИЯ. Монгольская турфирма Легендтур вроде бы предлагает карты автомобильных дорог и туристические схемы Монголии. Но мы ничего не смогли у них купить. Поэтому для ориентирования на местности использовали свою карту и навигатор. Карта — обзорная карта Монголии масштаба 1:5000000 со схематично нанесенными дорогами, населенными пунктами и горными массивами.

TOMGEM PLANETA. Монголия: дороги или направления?

По ней можно было определиться, куда нам в принципе надо. И этого оказалось достаточно. Были карты провинций с кучей дорог и кучей поселков, но реально это были не поселки, а мигрирующие стойбища, а монгольские проселочные дороги — это вообще мираж. То есть карты провинций абсолютно бесполезны. Без чего в Монголии не обойтись — это без навигатора. У нас был GARMIN MONTANA-600 с закаченными генштабовскими картами 1:500000. По дорогам он не вел, но показывал направление. А на местности дорог хватало, чтобы следовать зтим направлениям. В общем, не блудили, и даже заблудившимся монголам тыкали пальцем, куда ехать. И еще. Монголы редко себе представляют, что находится дальше 50 км от их стойбища, поселка, города. Так что лучше надеяться на свои силы.

TOMGEM PLANETA. Монгольская заправка.

ГОРЮЧЕЕ. Я буду говорить о дизеле. Есть он практически во всех населенных пунктах, даже самых удаленных. Мы заправлялись на красных заправках PETROVIC. Стоимость топлива 45-55 рублей. Вдоль федеральных трасс качество топлива высокое, лучше, чем на Алтае вдоль Чуйского тракта. А на удалении от федеральных трасс дизель очень плохой, в песках машина на нем вскипает. Так что в пустыне лучше горючку в бак заливать из припасенных канистр.

TOMGEM PLANETA. Монголия. Пустыня Гоби.

ВАЛЮТА. Вдоль южной федеральной трассы принимают ТОЛЬКО тугрики, а в банках к обмену принимают ТОЛЬКО доллары. В Северо-Западной Монголии можно рассчитываться и тугриками, и долларами, и рублями, а обмен валюты производить лучше на рынках.

ПРОДУКТЫ. Проблем нет. В крупных городах полно магазинов с любыми продуктами, причем цены сильно ниже наших.

TOMGEM PLANETA. Монголия. Придорожная кафешка.

ОБЩЕПИТ. Проблемы есть. В ресторанах скорее всего предложат малосъедобную местную еду. Проще питаться в кафешках на рынках. Здесь можно поесть буузы — этакие мантопельмени, чебуреки, рис с мясом. Это вкусно, и нам на троих хватало 150 рублей. Между городами в юртах лучше не есть. Во- первых не вкусно, во-вторых дорого. И займет это часа полтора, поскольку готовить начнут скорее всего с нуля.

TOMGEM PLANETA. Монголия. Гостиницы есть, но не везде.

ГОСТИНИЦЫ. Это очень большая проблема. Если это дорогая гостиница, от 1200 рублей, то, как говорят сами монголы, она «не для сна». Девицы будут визжать всю ночь. Если это дешевая гостиница, вы до утра будете слушать разборки пьяных монголов. Нам с жильем повезло всего дважды — гостиница «Сеул» за 40$ в Баянхонгоре и «Khan Uul»за 100$ в городе Даландзадгад. Это настоящие бизнес-номера, всяко лучше, чем бизнес в московском Измайлово.

 

TOMGEM PLANETA. Монголия. Котловина Больших Озер. Озеро Хяргас-Нур.

РЫБАЛКА С рыбалкой в Монголии не все так просто. Рыбная ловля разрешается только в отведенных местах, в определенные местными законами сроки и по специальному разрешению с соблюдением правил рыболовства. Нарушение этих правил рассматривается как браконьерство, и виновные привлекаются к уголовной ответственности. При прохождении таможни, монгольские пограничники могут отобрать удочки и спининги. А могут не отобрать. Другими словами, рыбачить вы можете, приобретя соответствующий тур в местной турфирме.

Подробности монгольского путешествия здесь В Монголию на внедорожнике. Пустыня Гоби.  и здесь  В Монголию на внедорожнике. Нагорье Хангай и Котловина

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Мои путешествия, Монголия с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 characters available

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>